Безболезненные роды, раннее начало половой жизни и общественное устройство
|
Безболезненные роды, роды без боли... Мечта всех женщин цивилизованных стран. Этой проблеме посвящено множество различных статей, брошюр, выступлений врачей по телевидению и радио, публикаций в Интернете. Однако она так и остаётся нерешённой. Разработаны различные системы предродовой подготовки женщин. Большинство из них сочетают физическую и психологическую подготовку. Наряду со специальными упражнениями для тренировки мышц, прилегающих к родовым путям, с обучением специальной технике дыхания при родах и т.п., проводятся также занятия, на которых женщин стараются убедить, что роды — это естественный процесс, который должен протекать без сильных болей, что боль возникает из-за страха перед родами. Однако все эти усилия в подавляющем большинстве случаев приводят лишь к небольшому облегчению процесса родов и сопутствующих ему болей.
Конечно, роды — процесс естественный и, вроде бы, должны протекать естественно и безболезненно. Но, тем не менее, боль, которую испытывают женщины, является вполне объективной. И вполне объективным является больший или меньший травматизм при родах: весьма распространены разрывы промежности (в том числе и принудительно совершаемые акушерами при затруднённом выходе ребёнка), иногда разрывы влагалища и другие осложнения. Причём боли испытывают почти все женщины, за редким исключением. И вне зависимости от состояния здоровья. Вполне здоровые, вроде бы, женщины, у которых роды проходят, по современным представлениям, «нормально», без травм, всё-таки довольно сильно мучаются, как от схваток перед родами, когда раскрывается шейка матки, так и во время родов, когда ребёнок движется по родовым путям.
Существует множество сообщений о том, что у народов, живущих в дикости, такой проблемы нет. Их женщины рожают, как правило, безболезненно или малоболезненно. Об этом свидетельствуют записи антропологов, изучающих человеческие сообщества, живущие в гораздо более естественных условиях, чем современное цивилизованное общество. Отсюда и делается вывод, что роды — естественный процесс, и в норме он должен быть безболезненным или малоболезненным. (Кстати сказать, животные, если они здоровы, рожают без боли.) Есть исторические свидетельства, что женщины из первых поколений негров-рабов, вывезенных из Африки в Америку, приводили в недоумение белых хозяев тем, что рожали без болей. (Но затем белые использовали этот факт, как аргумент в подтвреждение того, что негры не люди и к ним не нужно относиться по-христиански, а можно нещадно эксплуатировать. А последующие поколения негров переняли во многом образ жизни хозяев, и негритянки тоже стали рожать, испытывая боль.)
Есть мнение, что приводимые в Библии слова Бога о том, что женщина будет в муках рожать детей своих, на самом деле просто неправильный перевод, сделанный во времена, когда европейские женщины уже рожали с сильными болями; а в оригинале эти слова означали, что женщина будет рожать детей в тяжких трудах (сильно тужиться-то приходится при родах всем). В этом случае эта часть Библии звучит более логично: мужчина в трудах добывает пропитание, женщина в трудах рожает потомство.
(Изредка и в цивилизованных странах встречаются женщины, которым повезло, и их роды проходят без сильных болей. Они испытывают только радость, не заглушаемую болью, а иногда и приятные ощущения. А некоторые из них выражаются по этому поводу довольно просто: «Будто в туалет по-большому сходила».)
В чём же дело? Что это за «проклятие цивилизации»? Какие именно отличия в образе жизни между цивилизованными и дикими обществами приводят к столь различному протеканию этого важнейшего жизненного процесса?
Люди из обществ, находящихся на низкой ступени развития, живут в гораздо более трудных условиях, чем мы. Для выживания в этих условиях им приходится нести значительные физические нагрузки всю жизнь. И постоянно досыта питаться, как правило, у них не получается. Может, в этом дело? Но и в цивилизованных странах многие люди, в том числе женщины, испытывают большие физические нагрузки, однако не было замечено, чтобы это значительно облегчало процесс родов. (По общепринятому мнению, спортсменки в большей степени, чем другие женщины, сталкиваются с различными осложнениями при родах.) Женщины из самых бедных слоёв общества, которые часто живут впроголодь, испытывают не меньшие боли, чем остальные, ведущие вполне сытую жизнь, и наоборот. Видимо, дело не в этом.
Есть мнение, что современная медицина, постоянно приходя на помощь роженицам с осложнениями и спасая жизни матери и ребёнка, тем самым сильно уменьшает влияние естественного отбора. То есть, женщины, имеющие достаточно большие отклонения в родовом аппарате, в естественных условиях умирали бы при родах, и их дети тоже не выживали бы; а сейчас почти все выживают и передают по наследству эти неблагоприятные признаки, которые накапливаются в генофонде человечества. Возможно, что это отчасти верно. Но болезненные роды (в массовом порядке) известны в развитых обществах с древних времён, когда медицина ещё не была столь могущественна. Тогда женщины с большими «неполадками» в родовом аппарате действительно умирали, но остальные, будучи более-менее здоровыми, успешно рожали детей, правда, сильно мучаясь при этом, как и в наши времена. Такие же соображения приложимы и к нынешней неблагоприятной экологической обстановке. Значит, дело и не в медицине тоже, и не в экологии. В чём же тогда?
А ситуация здесь следующая.
Прямохождение матери и относительно большая голова плода (ведь в ней должен содержаться крупный человеческий мозг) являются очень неудобными условиями для вынашивания и рождения ребёнка. Однако природа и здесь «нашла» компромисс, позволяющий людям жить, выполняя все их непростые функции, и успешно производить на свет потомство. Но область этого компромисса получилась очень узкой из-за сложности и противоречивости требований жизни человеческой самки и рождения ею жизнеспособного потомства. Даже небольшие отклонения от нормы, от «подобранных» и «установленных» природой условий и правил приводят к сбоям в этом тонко настроенном детородном механизме женщины. В первую очередь это проявляется в виде болей при родах, а при больших отклонениях — в виде различных осложнений.
Единственным кардинальным отличием жизни женщин из примитивных обществ от жизни женщин из обществ развитых, отличием, напрямую затрагивающим детородные органы женщин, является раннее начало половой жизни девочками из примитивных обществ. Причём, речь идёт не о единичном акте дефлорации, а о полноценной регулярной интенсивной половой жизни с полноценными сильными оргазмами, работой влагалищных мышц, прилегающих мышц таза и т.п. Начинается это всё довольно рано с детских игр со сверстниками, с подражания взрослым, а с какого-то момента превращается в регулярную половую жизнь. При этом формирующиеся детородные органы девочек получают необходимую для правильного развития тренировку.
Как известно, для того чтобы достигнуть заметных результатов в любой области человеческой деятельности, лучше начинать заниматься выбранным делом с детства. Это касается и спорта, и искусств, и профессиональной деятельности. Любые тренировки наиболее эффективны, если они действуют на ещё развивающийся, формирующийся организм, улучшая те его качества и органы, которые подвергаются тренировке, развивая их в нужном направлении. Результаты в разных областях деятельности по-разному зависят от того, насколько рано человек начинает ими заниматься — одни области более к этому чувствительны, другие менее. Функционирование детородной системы женщины, по-видимому, оказалось критично чувствительным к этому обстоятельству. Здоровая регулярная половая жизнь благотворно влияет на здоровье женщины и в зрелые годы. Но наверстать то, что было упущено в детстве в смысле правильного развития детородного аппарата, уже не удаётся.
Одним из вопросов, на который не может найти ответ медицина, является вопрос о назначении женского оргазма. Для чего он нужен? Ведь для зачатия он вовсе не обязателен. Достаточно просто приятных ощущений, чтобы женщина разрешила мужчине совершить половой акт и впрыснуть в женский организм семя. Сходятся на том, что это — «подарок» женщинам со стороны природы. Но «подарки» от природы мы можем получать только в том случае, если они являются побочными эффектами каких-то других, вполне целесообразных, особенностей нашего организма. Здесь же ничего подобного не наблюдается. Но если принять точку зрения, что женский оргазм — это тренировка родовых путей, то всё становится понятным. Оргазм оказывает глубокое воздействие на весь человеческий организм, на гормональную сферу, на психику, но сильнее всего он затрагивает детородные органы. При половом возбуждении и далее при оргазме ко всем половым органам приливает большое количество крови, удлиняется, сжимается, а затем пульсирует влагалище, набухает матка, работает её мускулатура, работают мышцы, окружающие детородные органы. К этому может добавляться сознательное усиление работы этих мышц и мышц влагалища для достижения ещё более приятных ощущений. И всё это сопровождается одновременным интенсивным движением во влагалище полового члена мужчины, массирующим изнутри родовые пути женщины. В результате происходит сильное комплексное воздействие на детородные органы женщины, укрепляющее их и подготавливающее к правильной работе при родах. Родовые пути при такой тренировке приобретают требуемые свойства: в нужных местах они становятся достаточно сильными, прочными, растяжимыми. Но для того чтобы эта тренировка была по-настоящему эффективной, она должна начинаться ещё в детстве и действовать на развивающиеся органы.
Девственная плева у девочек имеет очень небольшие размеры, она тонкая и податливая. С годами, если её не удалить, она разрастается, закрывая значительную часть входа во влагалище, становится толстой и прочной. В таком состоянии её разрыв при дефлорации происходит довольно болезненно и со значительным кровотечением. (Бывают случаи, когда для её удаления даже требуется хирургическое вмешательство.) Это указывает на то, что в естественных условиях девственная плева не должна была бы «доживать» до такого состояния, а должна уничтожаться ещё в детском возрасте.
(Интересно, что наиболее отсталые племена даже не осознают роль мужчины в появлении детей. Поскольку половую жизнь девочки начинают задолго до того, как у них появляется способность к зачатию, и продолжают её постоянно в течение жизни, то ничто не указывает на то, что их беременность, возникающая по достижении определённого возраста, как-то связана с сексуальными актами. Рождение детей считается просто свойством, присущим только самим женщинам, начиная с такого возраста.)
Позднее начало половой жизни женщинами приводит также и к некоторым другим неприятным последствиям, проявляющимся не столь ярко, как родовые боли. Можно сказать, что женщины из развитых обществ недополучают в жизни «запрограммированных» природой приятных ощущений, удовольствия. Во-первых, непосредственно в детстве. Но и позже, в юности и молодости, начиная половую жизнь, женщины не получают от неё должного удовольствия. Как известно, у очень большого количества женщин в молодости ослаблено половое влечение, наблюдается аноргазмия, а то и фригидность. Причём с возрастом это часто проходит, и женская сексуальность «расцветает» и достигает полной силы. Причиной такой задержки также является позднее начало половой жизни. Известно, что женская сексуальность значительно сильнее «завязана» на психологию, чем мужская. Поэтому она в большей степени подвержена управлению с помощью психологического воздействия. В развитых обществах, где практикуются сильные ограничения на сексуальную активность, у людей, особенно у женщин, половой инстинкт развивается не так, как предназначено природой. В период, когда зреющий в теле девочки инстинкт должен получать для своего нормального развития внешнюю поддержку со стороны сородичей, он, наоборот, интенсивно ими подавляется. В результате, у большинства юных женщин, вынужденных подстраиваться под навязываемый обществом образ поведения, сексуальность в значительной мере гасится. Вновь она возвращается к своему нормальному уровню только в зрелом возрасте, когда женщина приобретает большую психологическую силу, уверенность в себе, связанную с психологической и социальной зрелостью. (И то, такое возвращение происходит не у всех женщин.) Поскольку в организме всё взаимосвязано, то «простой» одной из его систем — в данном случае сексуальной, отсутствие в её органах необходимого тонуса неблагоприятно влияют на общее здоровье и психическое благополучие женщин.
Женщины, живущие в примитивных обществах и начинающие активную половую жизнь в детстве, как правило, не имеют подобных проблем. Но они расплачиваются за это ранними родами. Видимо, природа «запрограммировала» полное формирование женской репродуктивной системы и наступление репродуктивного периода ещё до полного завершения взросления организма и психики. В течение нескольких лет после наступления половой зрелости женщина успевает выносить, родить и выкормить нескольких детей, что создаёт весьма большую нагрузку на её организм, приводит к его быстрому «износу» и раннему, по нашим понятиям, увяданию. (Правда, надо сказать, что в наиболее примитивных обществах, живущих в очень трудных условиях, продолжительность жизни весьма мала и у женщин, и у мужчин.)
На современном уровне развития нашей цивилизации существует много способов предотвращения нежелательной беременности. Но, как мы можем наблюдать, они всё-таки недостаточно действенны, если рассматривать их результат в массовом порядке. Если опираться на тщательные и непредвзятые научные исследования и стремиться вдумчиво использовать их результаты с целью улучшения человеческой жизни, то можно организовать жизнь человека так, чтобы для его счастья были в оптимальном сочетании использованы и его природные свойства, и достижения цивилизации. Однако, хотя и есть возможность выдержать какой-то близкий к оптимальному баланс при индивидуальном подходе, то обеспечить его выполнение в массовом порядке, для всех или хотя бы для большинства людей, как правило, возможности нет.
(Например, в условиях дикой жизни люди подвергаются постоянным сильным воздействиям окружающей природной среды, несут чрезвычайно большие нагрузки, испытывают недостаток питания, что приводит к быстрому изнашиванию организма. Развитые общества, благодаря техническому прогрессу, во многом справились с этими проблемами, и большинство их членов вполне защищены от сильных природных воздействий, вполне обеспечены пищей, не имеют необходимости постоянно перенапрягаться. Но это приводит к другой крайности: в лёгких случаях — к изнеженности, пониженному тонусу многих систем организма, в более сложных — к гиподинамии, ожирению и связанным с ними заболеваниям. Однако решение и этой проблемы найдено: нужна достаточно высокая физическая активность, обеспечиваемая, например, физкультурой, нужны ограничения в калорийности питания, нужен достаточно частый контакт с природной средой — солнцем, ветром, водой, температурными перепадами. Причём, все эти меры должны внимательно дозироваться, чтобы они были достаточными для тонизирующего и тренирующего воздействия, но не чрезмерными, приносящими вред организму. Тогда при оптимальном сочетании природных «установок» и благ, которые нам дала цивилизация, возможна наиболее долгая и здоровая жизнь. Многие люди стремятся приблизиться в своей жизни к подобному оптимуму. Но, как мы видим, остальное большинство людей пренебрегают упомянутыми средствами. В результате они живут дольше и здоровее, чем в диких условиях, но не так, как могли бы.)
Подобная же ситуация имеется и в области сексуальной жизни женщин. Обеспечить в массовом масштабе для девочек и женщин оптимальные условия половой жизни и контроля зачатия в нынешних условиях едва ли возможно.
Но главная причина, препятствующая приближению к оптимуму в данной сфере, состоит в другом. Начиная с момента, когда человеческое общество вышло из состояния общинно-родового строя и перешло к новому укладу жизни, основанному на семье как на первичной ячейке, сильно изменились правила поведения людей во многих сферах жизни, в том числе и в сексуальной. Семейная жизнь требует от людей весьма высокой ответственности. Само по себе рождение и вскармливание ребёнка управляется женскими инстинктами и не требует от женщины психологической развитости. При родовом строе воспитание детей и ведение хозяйства осуществляется во многом сообща всеми членами рода, что сильно снижает требования к отдельным людям, в том числе и к молодым матерям. В семейной же жизни вся ответственность за хозяйство и за воспитание своих детей ложится на женщину. Даже в больших патриархальных семьях, где несколько семей, связанных родственными узами, (старшие родители и семьи их нескольких детей) ведут общее хозяйство, каждая из этих малых семей имеет некоторую самостоятельность и, следовательно, ответственность. При семейном общественном укладе постоянно присутствует конкуренция между этими первичными ячейками за положение в обществе, как реальное, так и в смысле оценки со стороны большинства членов общества. Всё это требует от женщины значительных усилий, развитого житейского ума и психологической стойкости. Ребёнок тут не справится. Поэтому общество заинтересовано в том, чтобы женщины вступали в брак и рожали детей (и, соответственно, начинали половую жизнь), будучи уже достаточно взрослыми. В соответствии с этим интересом и формируется общественная мораль, налагающая запрет на раннее начало половой жизни и разрешающая половую жизнь только в рамках брака. Вся мораль направлена на формирование и укрепление устойчивой семьи, так как семья является основой современного (вот уже несколько тысяч лет) общества.
Как природа «заботится» о благополучии конкретной особи лишь постольку, поскольку это благополучие способствует выживанию всего вида, так же и общественная мораль дозволяет стремление к счастью отдельного индивида лишь постольку, поскольку это способствует выживанию данного сообщества в его трудной конкурентной борьбе с другими сообществами. Всё, что хотя бы потенциально и косвенно может повредить основным общественным институтам, объявляется аморальным и запрещается. Таким образом, получается, что боли и осложнения при родах — это ещё одна плата, которую вынуждены платить женщины за потребности общественного устройства.
Кроме того, в современных условиях трудно было бы обеспечивать безопасность детских половых контактов. При родовом строе вся жизнь человека, в том числе и сексуальная, проходит «на виду» у остальных членов рода. Каждый человек следует жёстким традициям, и, как правило, у него не возникает даже мысли отойти от них. В современном же, весьма индивидуализированном, мире, если допустить для детей свободные половые контакты со взрослыми, то невозможно будет защитить детей от вреда, который могут причинить им отдельные люди, недостаточно бережно относящиеся к детям. Опять-таки, заведомо бережный подход к детской сексуальности нынче возможен только в индивидуальных случаях. Либо нужно менять каким-то образом всё общественное устройство, что, понятно, является совершенной утопией.
Это же относится и к половым контактам между детьми. Едва ли здесь возможны какие-либо изменения отдельно от общего состояния сексуальной морали. Тем более, что поощрение таких контактов в массовом масштабе создало бы ряд новых проблем (соотношение возрастов детей, контроль распространения венерических заболеваний и т.п.), решить которые при нынешнем отношении к сексуальной сфере, до сих пор считающейся «щекотливой», было бы очень трудно.
Конечно, отдельные люди, приложив изрядные усилия, могут организовать жизнь своих дочерей так, чтобы их детородный аппарат развивался правильным образом. Но для этого им придётся не только перешагнуть через «вросшие» в них моральные установки, но и «лавировать» с тем, чтобы ни на дочерях, ни на них самих не отразилось негативно осуждение со стороны нынешней морали и даже закона.
По мере развития общества меняется форма семьи, меняются семейные отношения. Но и сейчас, и в обозримом будущем роль семьи как основы общества сохраняется. Это значит, что и основы морали в этой области сохранятся, и что ближайшие поколения женщин, в большинстве своём, будут продолжать испытывать сильные мучения при рождении своих детей. Остаётся только сочувствовать им и по-прежнему стремиться, насколько это возможно, облегчать их страдания, физические и психологические.
На главную страницу
Гостевая книга
|